Google Пользовательский поиск
26 декабря 2011

История механических заводов в Москве

В конце XIX в. строительство механических предприятий очень разнообразно по назначению. Они изготовляют паровые машины: вертикальные до 100 лош. сил, горизонтальные до 200 лош. сил, а те же машины системы «компаунд» соответственно до 1 000 и 1 200 лош. сил. Наряду с паровыми машинами тройного расширения мощностью до 2 тыс. лош. сил заводы делали мелкие локомобили и паровые машины для пароходов. Изготовляли они паровые котлы «всех систем и размеров», экономайзеры, подогреватели, паросушители. Делали керосиновые и газовые двигатели, паровые молоты и горные машины, подъемные краны, воздуходувки, компрессоры. В производстве предприятий были также машины для обработки металлов и дерева, насосы и водоотливные машины. Такой универсализм объяснялся условиями рынка и сбыта продукции. В 1882 г. завод имел около 600 рабочих. Машиностроительный завод Листа специализировался, главным образом, в производстве насосов паровых, приводных, конных, пожарных, ручных различных систем. Весьма характерно, что он изготовлял также центробежные насосы. В 1882 г. сделал такой же, но производительностью в 24 тыс. вед/час.; им впервые в России выпущена паровая пожарная машина в 24 лош. силы при 9 атм. Механический и чугунолитейный цех Добровых и Набгольц производил паровые машины, водяные турбины, мельничные принадлежности, ткацкие и ковровые станки.

Завод А. В. Бари с 1880 г. выпускал водотрубные котлы системы инженера В. Г. Шухова, металлические конструкции, железные мосты, стропила, башни, механическое оборудование шпалопропиточных предприятий, хлебных элеваторов. Механический завод инж. В. Грачева (с 1884 г.) изготовлял торфяные машины, приводы, прессы, вальцовки, насосы и другие машины. Арматурный завод и фабрика манометров Ф. Гакенталь выпускали высококачественную и разнообразную продукцию по своей специальности. Начинает развиваться и частное вагоно и паровозостроение. В Москве в 1862 г. создается первый частный вагоностроительный цех, весьма успешно построивший спальные вагоны для Петербургско-Московской железной дороги. В 1864 г. существовавший с 1840 г. чугунолитейный завод перестраивается в вагонный завод; с 1868 г. он принадлежит Корчагиным (прекратил существование в начале 70-х годов). В 1863 г. основывается известный Коломенский машиностроительный завод. Он первый в России строит большие железные мосты, с 1867 г. приступает к устройству вагонов, а с 1869 г. – паровозов. Основанные в 1862 г. Ковровские железнодорожные мастерские с 1867 г. начинают выполнять частные заказы. Мастерские Ярославской железной дороги с 1865 г. производят платформы, а с 1867 г. – крытые товарные вагоны. В 1869 г. в Москве создаются вагонные заводы Кулешова и Комиссаровской технической школы.

Приведем несколько цифр для характеристики производительности указанных предприятий: вагоностроительный за 1869–1871 гг. – 2 018 вагонов, завод Корчагиных за 1869–1870 гг. – 1 500 вагонов, Коломенский за 1869–1880 гг.– 10644 вагона, Комиссаровская школа за 1870–1876 гг. – 3 361 вагон. Сельскохозяйственное машиностроение давно привлекало изобретательный ум русского человека. Изобретения в этой области имели место в XVII и даже в XVI вв. В 1774 г. Вольное экономическое общество даже назначило премию за изобретение жатвенной машины.

Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий